ИИ для задач LARP мастера

Введение:

На каникулах я провел мастер-класс про то, как использовать нейросети в работе разработчика LARP. Как вы, может быть, знаете я занимаюсь игротехникой с 91 года, и нахожу в ней много пользы для работы над продуктами и бизнесом. Вот и в этот раз я думаю, что результаты могут быть полезны не только для игр.

Здесь важно понять, с чем мы работаем и чего от себя ожидаем. Например, кто-то из вас писал в анкете, что хотелось бы больше примеров и конкретики по текстовому ИИ. Кто-то хочет понять, как встроить ИИ в игру. Я учел все ваши запросы, и будем стараться на них опираться.

Итак, наша цель – разобраться, как эффективно использовать ИИ-инструменты. Мы будем говорить о ролевых играх, а не просто о “всеобщих ИИ”. Речь пойдет о том, как мастера и игроки могут применять эти штуки, чтобы делать жизнь проще, работу – эффективнее, а игры – интереснее.

ИИ подходит для любого уровня. Новичкам он поможет разобраться с основами, средним – упорядочить процессы, а продвинутым даст больше возможностей для экспериментов и развития. Весь вопрос – в том, как именно вы будете его использовать.

Главный выигрыш от работы с ИИ

Главное улучшение снижение стоимости итерации. Вы можете делать больше попыток за то же время и ресурсы. Всё остальное — следствие.

Почему это важно для ролевых игр

Проблема традиционной разработки:

  • Мастерская группа может сделать мало экспериментов
  • Основной эксперимент — сама игра
  • На него уходит много ресурсов
  • Обычно хватает сил только на один проход

Что меняет ИИ

Теперь вы можете:

  1. Сгенерировать много вариантов быстро
  2. Отбросить слабые
  3. Исследовать разные направления
  4. Выбрать лучшее

Пример из практики

Когда я не могу придумать идею, мне нужна база для экстраполяции. ИИ помогает:

  • Быстро создает варианты для вдохновения
  • Позволяет увидеть неочевидные связи
  • Дает материал для развития идей

Результат: вместо одной попытки вы делаете десятки. Вместо одного направления исследуете несколько. И главное — можете позволить себе ошибаться и экспериментировать.

Главное что вам потребуется

  1. Конкретная задача
    • Нужно понимать тип задачи
    • Определить свою роль и роль ИИ
    • Выбрать подходящий тип работы
  1. Метод работы
    • Без метода нет контроля
    • Нельзя работать над качеством
    • ИИ может подсказать варианты методов
    • Но выбор остается за вами

Метод

Вам нужна методика – это ключ к любому процессу. Когда мы работаем с ИИ, нам нужен четкий план, как мы будем использовать инструменты. Без этого вы получите хаос вместо результата. ИИ может предложить варианты методик, но выбирать, какая из них подходит, – это ваша задача.

Пример работы с методикой: Допустим, вы создаете персонажа. Вместо того чтобы просто просить ИИ “придумать персонажа”, нужно задать ему конкретный метод. Например: “Возьми метод Маки” или “Используй шаблон Алмаза героя”. То же самое с другими задачами – от геймплейных методов до шестеренки ролей. Важно, чтобы каждая задача была подкреплена структурой.

Эвристика: – если методика работает со студентами или джунами, то с ИИ она тоже сработает. Например, если вы когда-то объясняли что-то студентам, игротехникам, детям или маме, то знаете, что нужно не только донести информацию, но и сформулировать ее так, чтобы этот кто-то добился результата. И если у вас получилось с ними, получится и с ИИ.

Примеры методик в действии:

1. Методика сбора банальностей от Юргена: Сначала вы просите участников (или ИИ) нагенерировать базовые идеи. Потом вы зачеркиваете всё очевидное, даёте уточнённый шаблон и повторяете процесс с большим уровнем детализации.
2. Методика декомпозиции от Алисы: Берёте большую задачу, делите её на подзадачи, добавляете примеры и референсы. После этого ИИ или участники выполняют каждую подзадачу по отдельности.

Эти методики работают и с людьми, и с ИИ. Однако есть нюанс: с ИИ лучше не давать глобальные задачи типа “сделай всё сразу”. Чем больше задача разбита на этапы, тем лучше результат.

Ключевой принцип: формулируйте чёткие требования и процедуры, как если бы объясняли задачу человеку.

Роли в работе с ИИ

Базовые позиции

Существует набор ключевых ролей:

  1. Задающий вопросы
  2. Работающий с критериями
  3. Дающий ответы
  4. Создающий контент
  5. Отвечающий за стиль
  6. Контролирующий стиль
  7. Служащий референсом

Мысль в том, что комбинировать их можно как угодно. Не обязательно человек приказывает, а машина делает. Например один из самых моих любимых режимов, это когда ИИ берет у меня интервью, по предложенной мной методике, ничего не добавляя от себя.

Принцип гибкости ролей

Забудьте схему "человек = господин, ИИ = слуга". Роли можно и нужно менять:

  • Стандартная схема: человек спрашивает, ИИ отвечает
  • Альтернатива: ИИ задает вопросы, человек уточняет и анализирует
  • Возможно любое другое распределение ролей

Схемы чередования ролей

Доступные паттерны работы:

  1. Базовый дивергентно-конвергентный цикл
  2. HADI цикл
  3. "Сад расходящихся тропок" - множественные варианты развития

Примеры рабочих связок

  • Hypothesis (Гипотеза):
  • Человек задает вопрос
  • ИИ предлагает уточнения и примеры

Action (Действие):

  • Человек создает контент
  • ИИ улучшает стиль

Data (Данные):

  • Человек анализирует результаты
  • ИИ проверяет данные

Insights (Инсайты):

  • Человек делает выводы
  • ИИ предлагает аналоги и подсказки

Активный человек + реактивный ИИ:

  • Hypothesis (Гипотеза):
  • ИИ генерирует гипотезы
  • Человек корректирует

Action (Действие):

  • ИИ создает контент
  • Человек дорабатывает стиль

Data (Данные):

  • ИИ анализирует данные
  • Человек выделяет ключевые метрики

Insights (Инсайты):

  • ИИ формулирует выводы
  • Человек оценивает и адаптирует

Важно: Экспериментируйте с разными распределениями ролей для поиска оптимального варианта под конкретную задачу.

Пайплайн

Для работы с ИИ нужен пайплайн – последовательность шагов, где каждый этап чётко делится между человеком и ИИ. Это взаимодействие строится как "пинг-понг": вы что-то делаете и отдаете пас, машина его подхватывает и тоже что-то делает и отдает пас вам. Главная цель – использовать ИИ как напарника. Точнее как команду напарников, а вы в роли интегратора — построителя пайплайна.

В реальности работа с ИИ — это всегда:

  • Последовательность операций
  • Игра в пасс с машиной
  • Чередование действий человека и ИИ
  • Использование разных инструментов

Пример пайплайна:

Допустим, мне нужно написать песню для анонса игры.

Человек: Формирую тему. Я продумываю основные идеи и собираю интересные, небанальные ассоциации.
ИИ (ChatGPT): Прошу предложить дополнительные ассоциации, уточнить и расширить мой набор идей. На этом этапе он помогает мне взглянуть на тему шире.
Человек: На основе собранного материала разрабатываю базовую структуру стиха. Например, решаю, что это будет что-то в стиле Маяковского.
ИИ (Claude): Передаю структуру и прошу её оформить в виде стиха. Claude выступает как исполнитель, оформляющий мои идеи в текст.
Человек: Правлю полученный текст вручную, добавляя индивидуальность и устраняя шероховатости.
ИИ (Suno): Использую его для создания первой версии мелодии. На этом этапе он предлагает базовый вариант.
Человек: Подбираю музыкальные референсы, чтобы уточнить желаемый стиль.
ИИ (Suno): С учётом референсов снова генерирую мелодию, доводя её до финального варианта.

В общем — это игра в пас. Вы придумываете последовательность передач, и определяете какого качества, и каким путем достигнуть, передавая ИИ часть операций.

Проблемы пайплайна:

  1. Перепрыгивание между инструментами: Например, для стилизации текста я использую Claude, для структурирования – ChatGPT, для музыки – Suno. Каждый инструмент хорош в своей нише, но приходится много переключаться.
  2. Секретарь, но не гений: ИИ записывает за вами, предлагает варианты, структурирует. А вы определяете метод и помогаете ему все собрать так, чтобы соответствовало вашему замыслу.
  3. Итерации утомляют: Даже при хорошем пайплайне каждый шаг требует уточнений и повторений. Например, первую мелодию из Suno приходится перерабатывать несколько раз, чтобы получить желаемый результат.

Вывод: ИИ – это инструмент, который помогает оптимизировать рабочий процесс, но требует чёткой постановки атамарных задач. Чем лучше вы знаете, что хотите и с какой методикой воспользоватся, тем более продуктивным станет взаимодействие.

Специализация инструментов

Принцип: Каждый инструмент должен решать конкретную задачу

  • Не пытайтесь использовать один инструмент для всего
  • Даже с одним инструментом (например, ChatGPT) меняйте его роль
  • Заставляйте инструмент быть специалистом, а не генералистом

Управление процессом

Для эффективной работы нужно:

  1. Иметь набор инструментов под рукой
  2. Понимать сильные стороны каждого
  3. Уметь быстро переключаться между ними
  4. Четко определять задачу для каждого этапа

Ключевой момент: Успех зависит не от отдельных инструментов, а от умения выстроить их работу в единую цепочку.

Основные инструменты

ChatGPT

Преимущества:

  • Самый универсальный из инструментов
  • Хорошая работа с русским языком
  • Встроенный DALL-E для генерации изображений
  • Высокая доступность (не наедается так быстро как другие)

Ограничения:

  • Может выдавать ложную информацию
  • Менее точен в специализированных задачах
  • Ограниченная память контекста

Claude

Сильные стороны:

  • Более интеллигентный и точный
  • Отлично держит литературный стиль
  • Лучше следует сложным инструкциям

Недостатки:

  • Быстро "наедается" (заканчивается лимит)
  • Дороже из-за меньшего финансирования
  • Нет работы с изображениями

Perplexity

Особенности:

  • Работает как ИИ-поисковик
  • Даёт ссылки на источники
  • Реже выдаёт false positive
  • Может использовать разные модели под капотом (Claude, GPT-4, Grok)

Рекомендация: если можете заплатить только за один инструмент - берите Perplexity.

Midjourney

Возможности:

  • Генерация изображений
  • Работа со стилями
  • Использование референсов

Особенности работы:

  • Требует точных промптов
  • Важно правильно использовать параметры стилизации
  • Нужно учитывать специфику интерфейса

Выбор инструментов

Принципы выбора:

  • Каждый инструмент может работать по-разному для разных задач
  • Не верьте общим рекомендациям без проверки
  • Тестируйте все доступные варианты
  • Выбирайте под конкретные задачи

Важно: Инструменты постоянно развиваются и меняются. То, что было лучшим вчера, может уступать сегодня. Следите за обновлениями и будьте готовы адаптироваться.

Проблемы при работе с ИИ

1. Снижение точности на объеме

Если вы пытаетесь сделать что-то большое одним куском:

  • Написать роман целиком
  • Расшифровать двухчасовую сессию
  • Создать базу данных ролевиковИИ начинает лениться и работать неточно.

Решение: Дробить на маленькие куски, делать план, обрабатывать последовательно.

2. Сложности воспроизведения стилей

  • Чем более распространён стиль, тем лучше работает
  • Клод отлично пишет под Бродского, но не знает Веню Дыркина
  • Знает общие вещи (нордики), но не знает специфики (русские ролевые)

3. Память конечна

  • Регулярно забивается контекст
  • Приходится делать выжимки
  • Нужно переформулировать в компактные списки
  • Постоянно чистить и структурировать

4. Банальность синтеза

Два полярных утверждения, которые оба верны:

1. ИИ очевидно банален.

Поскольку он не способен на искренность и эмоциональное переживание, весь контент, который он создаёт, – это либо то, что он где-то видел, либо результат рекомбинации. Никакого принципиально нового содержания быть не может. В этом смысле мы не сильно отличаемся, но можем придавать своим идеям искренность, которая делает их не банальными.

2. ИИ невероятно креативен.

С точки зрения эрудиции и рекомбинации он даст нам сто очков вперёд. Если не пытаться относиться к нему как к старшему дизайнеру или мастеру, а задавать чёткую методику, то он выдаёт вполне креативные варианты. Но они требуют вашего выбора и доработки.

Да, ИИ банален (в том смысле что не искренен), но он всё равно полезен (потому что может выдать больше комбинаций чем мы). Кретивная пара из человека и ИИ сильнее чем креативная пара из двух людей, потому что быстрее — а значит создаст больше вариантов и может себе позволить фильтровать сильнее. Просто задавайте чёткие методы и не ожидать, что он сделает всё за вас. Он отлично работает как инструмент для сбора идей и расширения возможностей, но ответственность за сборку результата остаётся на человеке.

Решение:

  • Не пытаться использовать как сеньора, работать как с джуном: давать конкретный метод
  • Делать много проб, выбирать из вариантов, больше выкидывать
  • Выбор лучшего варианта остается за человеком

5. Несовместимость инструментов

  • Клод хорош в стиле, но быстро "наедается"
  • Perplexity хорош в поиске, но ограничен как генератор
  • Разные инструменты - разные сильные стороны

6. Рутинная повторяемость

  • Приходится делать одни и те же операции
  • Много технической работы
  • Сложно автоматизировать процессы

7. Постоянная учёба

  • Не успеваешь осваивать новые возможности
  • Постоянный стресс от неизученного
  • Большой объем новой информации

8. Проблема доверия (false positive)

  • Нельзя доверять без проверки
  • Придумывает несуществующее
  • Уверенно говорит о том, чего не знает
  • Не всегда можно получить надежные ссылки